Как создать группу поддержки для людей с биполярным расстройством и депрессией? Подробное пособие

Как создать группу поддержки

Ко Всемирному Дню психического здоровья общественная организация «Партнерство Равных» выпустила первое в России пособие по ведению групп поддержки для людей с биполярным расстройством и депрессией.

Пособие объемом 80 страниц рассказывает, как создать с нуля группу взаимопомощи в любом городе, и как ее координировать. Такие группы, основанные на принципе «помогая другим, помогаю себе», создаются пациентами для пациентов. Их участники создают безопасное пространство, в котором поддерживают друг друга, обмениваются практической информацией и преодолевают общие трудности.

Пособие призвано распространить в России эту широко известную в мире практику. Рекомендации основаны на международных наработках и практическом опыте российских групп поддержки для людей с биполярным расстройством. Они будут полезны не только людям с расстройствами настроения, но и всем, кто интересуется группами поддержки в различных областях.

Дисклеймер

Эта статья предназначена исключительно для информационных и образовательных целей.

Она не является медицинским советом или рекомендацией и не должна рассматриваться как замена консультации с квалифицированным специалистом в области психического здоровья.

Если вы или кто-то из ваших близких испытываете симптомы психического расстройства, пожалуйста, обратитесь за помощью к психиатру.

Симптомы могут быть индивидуальны и варьироваться у разных людей, и только профессионал может определить точный диагноз и назначить соответствующее лечение.

Книга подробно отвечает на вопросы:

  • Чем может быть полезна группа взаимопомощи для людей с психическими расстройствами?
  • Как создать такую группу с нуля?
  • Как координировать группу и решать возникающие трудности?
  • В чем специфика онлайн-групп поддержки и сообществ в соцсетях?
  • Какие нормы законодательства нужно учитывать при ведении группы?

Скачать книгу

Пособие опубликовано в рамках проекта «Равная поддержка: разработка методологии ведения групп взаимопомощи для людей с аффективными расстройствами» при финансовой поддержке Фонда президентских грантов.

От авторов:

Над текстом работали основательница сообщества Ассоциация «Биполярники» Мария Фаворская (Пушкина) и директор АНО «Партнерство равных» Анастасия Петрова. Научным редактором выступила руководитель отделения эндокринологии Национального медицинского исследовательского центра им. В. М. Бехтерева Галина Элевна Мазо.

Презентация пособия состоится в рамках онлайн-конференции Mental Health Forum 10 октября. Книга будет распространяться бесплатно в электронном и печатном вариантах.

Тема форума — «Психическое здоровье в эпоху пандемии: доступная помощь для всех». На нем активисты и известные эксперты расскажут о пациентских сообществах в психиатрии и способах самопомощи в условиях изоляции.

Скачать пособие «Группы взаимопомощи для людей с биполярным расстройством и депрессией».

Оглавление книги

Введение. О чем и для кого это пособие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

Предисловие научного редактора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Раздел I. Равная поддержка и группы взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Подход «равный-равному» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Как это работает . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Социальная поддержка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Практический опыт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

Принцип «помогая другим, помогаю себе» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Может быть интересно:  На грани безумия. Жизнь на волнах биполярного расстройства и обретение равновесия

Социальное научение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Социальное сравнение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14

Что такое группа взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Группы поддержки под руководством специалиста . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Группы взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Что может дать группа взаимопомощи? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Ценности и принципы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Самоопределение и личная ответственность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Надежда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Равенство участников и взаимность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

Эффективность равной поддержки и групп взаимопомощи . . . . . . . 18

Российский опыт равной поддержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Методика ведения групп взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Форматы групп взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Открытые и закрытые группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

Формальные и неформальные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Неформальные и независимые группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22

Независимые группы с участием обученного фасилитатора . . . . . . . . . . 23

Раздел II. Группы взаимопомощи: инструкции для участника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25

Как извлечь максимум пользы из посещения группы взаимопомощи? . . . 25

Что нужно делать на группах взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Соблюдайте конфиденциальность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Говорите о своем личном опыте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26

Будьте доброжелательны и тактичны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Сосредоточьтесь на том, что вас объединяет, а не что различает . . . . . . . 27

Благодарите ведущих и участников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Чего не нужно делать . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Не давайте непрошеных советов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Не критикуйте и не оценивайте других участников . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Не провоцируйте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28

Не романтизируйте заболевание и деструктивное поведение . . . . . . . . . 28

Не делитесь рецептами лекарств и не «ставьте диагнозы» . . . . . . . . . . . 29

Не призывайте других отказываться от лекарств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Не поощряйте маниакальное поведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Не ждите, что группа решит все ваши проблемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

Раздел III. Группы взаимопомощи: инструкции для ведущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Роль ведущего (фасилитатора) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Один ведущий — хорошо, а два, три, четыре — еще лучше! . . . . . . . . 31

Кто может быть фасилитатором . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Правила группы взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Базовые правила группы поддержки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 33

Дополнительные правила . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 35

Как набирать участников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Смешанные группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Сколько должно быть участников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Как найти место . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39

Неформальные встречи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Как часто собираться . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Где взять деньги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41

Полезные навыки ведущего . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Забота о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

Активное слушание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Безоценочность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43

Соблюдение личных границ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Как проходят встречи групп взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 44

Первая встреча . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Ознакомление с правилами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45

Знакомство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Обсуждение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46

Подведение итогов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Обмен полезной информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

Нужен ли черный список? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

Конфликтные ситуации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 48

«Трудные» участники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 49

Обсуждение суицида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 50

Экстренные ситуации: когда участнику нужна срочная помощь . . . . 52

Может быть интересно:  Книги про тревогу и страхи. Как справиться с тревожностью самостоятельно?

Заключение: ради чего это все? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 53

Немного статистики о пользе групп взаимопомощи . . . . . . . . . . . . . . 53

Раздел IV. Группы поддержки для родственников и близких . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 55

Раздел V. Группы поддержки в социальных сетях . . . . . . . . . 57

Группа поддержки по скайпу . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57

Группы поддержки в соцсетях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Формулировка целей и правил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58

Команда модерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 60

Входной фильтр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 61

Безопасность в сообществе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62

Систематизация информации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Триггерные темы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 63

Конфликты онлайн . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Санкции за нарушение правил . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64

Осторожнее с чатами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Еще раз о заботе о себе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65

Раздел VI. Поддержка для ведущих . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

Интервизия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67

Что может дать интервизия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Как организовать группу интервизии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Как подготовиться к интервизии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Каким может быть запрос на интервизию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68

Супервизия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Возможные запросы для супервизии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 69

Раздел VII. Юридические аспекты групп взаимопомощи . . . 70

Персональные данные . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Врачебная тайна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70

Неприкосновенность частной жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Обсуждение суицида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Обсуждение наркотиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71

Обсуждение медикаментов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 72

Раздел VIII. Расстройства настроения: ЛИКБЕЗ . . . . . . . . . . . 73

Биполярное аффективное расстройство (БАР) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 73

Депрессивный эпизод и депрессивное расстройство . . . . . . . . . . . . . . 74

Циклотимия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

Дистимия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 74

Чем отличается расстройство настроения от «плохого настроения»? . . . . 75

Когда пора идти к психиатру? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 75

Чем опасны расстройства настроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Расстройства настроения и риск суицида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76

Факторы риска . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

Признаки суицидальных мыслей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77

Терапия расстройств настроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 78

Самолечение недопустимо . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

Психотерапия расстройств настроения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 79

Как выбрать психотерапевта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

Образ жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80

1. Здоровый сон и четкий режим дня . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81

2. Забота о здоровье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

3. Физическая активность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

4. Полноценное питание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

5. Поддерживающее общение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 84

Может быть интересно: Группы поддержки для людей с биполярным расстройством

Ася Мелконян, психолог

Создатель сайта, психолог, работаю с клиентами с биполярным расстройством и депрессией.
С 2014 года изучаю биполярное аффективное расстройство. Имею опыт личной и групповой терапии, регулярно проходит супервизию.

Записаться ко мне консультацию

Добавить комментарий

  1. Фёдор

    ТОЧНО!! Как я раньше об этом не подумал!) я создам группу у себя в городе, Кемерово.
    У самого бар2.

    Спасибо!

    А как книгу в печатном получить??)

    И тут на сайте какой-то заркгистровптбся можно?

    Ответить
    1. Ася Мелконян, психолог автор

      круто %) если создадите, пишите, я опубликую ее в списке групп.
      Печатную кажется не распространяют…

      Ответить