Это история одного мужчины о его страсти писать, страхе перед лекарствами и желании сохранить креативность.
Я украдкой зашел в наполненную, приглушенно освещенную студию, где должно было состояться мое первое поэтическое выступление. Мои глаза быстро привыкли, а слух уловил глубокий и растущий голос, произносящий: «Когда мы с тобой танцуем танго, зима улыбается». Зрители в зале пришли в движение.
Студия радушно приняла меня из холодного Бостона в свое тепло. Это был вечер зимы 1999 года, когда я влюбился в поэзию, мне нравилось и читать ее, и слушать, когда ее декларируют. В то время я был студентом первого курса в Гарвардском университете. На протяжении следующих полутора лет я писал стихи каждый день. На моем втором году обучения весной я стал писать больше и спал так мало, как никогда до этого. Мои мысли ускорились, и слова лились потоком. Я был убежден, что, если закончу писать, то моя «избранность» исчезнет.
Дисклеймер
Эта статья предназначена исключительно для информационных и образовательных целей.
Она не является медицинским советом или рекомендацией и не должна рассматриваться как замена консультации с квалифицированным специалистом в области психического здоровья.
Если вы или кто-то из ваших близких испытываете симптомы психического расстройства, пожалуйста, обратитесь за помощью к психиатру.
Симптомы могут быть индивидуальны и варьироваться у разных людей, и только профессионал может определить точный диагноз и назначить соответствующее лечение.
Мой диагноз и лечение
Писательский запой превратился в манию двухнедельной продолжительности. Когда я показал своему соседу по комнате мою писанину, он поступил здраво и позвонил моим родителям. Они поместили меня в психиатрическую клинику, где мне был поставили диагноз биполярное расстройство и прописали лекарства, которые я должен был принимать продолжительное время.
Я вернулся в Гарвард с подконтрольной мне болезнью, но при этом часть меня чувствовала разочарование. Мое желание писать никуда не пропало. Я стал членом университетского поэтического клуба и оттачивал свое мастерство на занятиях и позже на соответствующих воркшопах. Я принял тот факт, что хорошее самочувствие — это лучше, чем возможная альтернатива. Однако, глубоко внутри я жаждал еще раз испытать творческий подъем, который приносит мания.
Новая философия творчества
У меня биполярное расстройство, и, в то же время, я — творческая личность. В течение долгого времени мне приходилось делать выбор: сдерживать свою болезнь или отдаться творчеству. Электрические токи, возникающие в моей голове в течение творческого запоя во время мании, приносили мне вдохновение и продуктивность.
Сейчас я верю в то, что мы можем быть креативными независимо от мании. Возможно, мания подогревает нашу креативность, но я уверен, что необязательно быть в маниакальной стадии, чтобы позволить себе творить.
Я, как и любой человек с биполярным расстройством, могу одновременно находиться в уравновешенном состоянии и испытывать творческое вдохновение. Я стал последователем этой идеи после того, как в прошлом году посмотрел одну онлайн лекцию.
Элизабет Гилберт (автор романа «Есть. Молиться. Любить») в своем выступлении «Творческая гениальность как иллюзия» (“Your Elusive Creative Genius”) убедительно говорит, что во взгляде на творчество нам необходимо стать ближе к античному толкованию понятия «муза». С этой точки зрения творчество – это сила, берущая начало извне, а не происходящая изнутри. Для меня это стало озарением.
Ее лекция изменила мое видение будущего и принесло мне расслабление. Даже про прошествии лет, посвященных успешному поэтическому творчеству, после записи целого альбома озвученных стихотворений и выпуска поэтического сборника, я всегда помнил что мания стала предпосылкой моих успехов. Сейчас я пониманию, что главное условие для творчества стало лучшим каналом для него.
Я рассуждал так: если я голоден, мой ум сфокусирован на еде, если я хочу спать, мой ум думает о сне. Нет никаких правил для свободы моей музы.
Вот две идеи, которые примирили меня с самим собой: я не являюсь центром творчества, и я лучше творю, когда нахожусь в оптимальном для себя состоянии. Мне не приходится выбирать между внутренним балансом и творчеством. Наоборот, сбалансированность является основой для творчества.
Послание другим людям с биполярным расстройством
Многие из нас, имеющих биполярное расстройство, используют знакомое чувство творческого вдохновения в качестве мерила. Мы рискованно балансируем на краю соблазна, игнорируя опасности мании в нашем желании дать волю нашим воображаемым силам.
Хотя это может быть не более чем мыслительное упражнение, но я верю, что именно то, как мы думаем о себе и нашей болезни, позволяет нам проживать успешную жизнь. Иногда легкое изменение, такое, как, например, способность быть открытым вдохновению извне и не жаждать мании, приносит неведомый ранее комфорт и легкость.
Перевод Ирины Зарубиной. Редактор Igor Nikolskiy